Взятки хлестакову в ревизоре
Взятки хлестакову в ревизоре
Элементы комического изображения.
- Контраст мечты и реальности.
- Сочетание страха и гонора.
- Фарс (падение Бобчинского).
- Текст вслух и в сторону, разница между ними.
- Нежелательные ассоциации.
- Жизнеописание Хлестакова.
2. Речь героев:
- у городничего речь-маска;
- Хлестаков искренен в речи.
- определяется ситуацией;
- С Пушкиным на дружеской ноге.
- Начальник отделения с ним на дружеской ноге.
- Много насочинял.
- Он бывает на великолепных балах.
- Живёт в бельэтаже.
- Дом у него первый в Петербурге.
- Его хотели сделать коллежским асессором.
- Сторож бежит за ним почистить сапоги.
- Играет в вист с разными посланниками.
Он обещает прислать когда и чем будет отдавать долг.
А судья, чувствующий себя уже «под судом», обрадовался оказать такую услугу важной персоне. И Хлестаков делает вывод, что «судья – хороший человек!».
Почтмейстер на расспросы Хлестакова отвечает только: «Так точно-с», «Совершенная правда».
И, видя, что ему не перечат, Хлестаков решается попросить взаймы у почтмейстера, приведя благовидный предлог: «В дороге совершенно издержался». И опять доволен результатом. Лука Лукич трясется от страху, предложенную сигару закуривает не с того конца и никак не поддерживает светский разговор.
Хлестаков уже уверенно просит взаймы ту же сумму, и Лука Лукич почти бегом уходит, радуясь: «Ну, слава Богу! Авось не заглянет в классы». Самым искушенным и угодливым оказывается Земляника. Он напоминает Хлестакову о своих заслугах: сопровождал и принимал лично в богоугодных заведениях.
Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III — IV)
д. Хлестаков же в начале приема еще далек от догадки, почему все так внимательны к нему и услужливы, он продолжает думать, что все дело в его личных незаурядных качествах, играет роль любезного, просвещенного гостя, впрочем, искренне благодарного за теплый прием.
Теперь уже темы для разговоров с посетителями предлагает Хлестаков.
Они выдают скудность, убожество интересов молодого человека: сигары ― «это моя слабость. Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен», «Я…люблю хорошую кухню», «А мне нравится Владимир (орден). А вот Анна третьей степени уже не так».
Нелепыми являются приставания Хлестакова к Луке Лукичу с вопросами о том, кто ему больше нравится, брюнетки или блондинки, или заявление, что в
«моих глазах точно есть что‑то такое, что внушает робость»
.
Я думал, что пожар, ей-богу!
Сбежал с кафедры и, что силы есть, хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?
— последняя фаза стала крылатой, используется как ироничный комментарий к чьей-либо чрезмерной увлечённости чем-то — полемикой, спором и т.
п. [1] Также заседатель ваш… он, конечно, человек сведущий, но от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода — это тоже нехорошо. А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!
Умный человек — или пьяница. или рожу такую состроит, что хоть святых выноси. Дай только, Боже. чтобы сошло с рук поскорее, а там-то я поставлю уж такую свечу, какой еще никто не ставил: на каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску.
Пусть каждый возьмёт в руки по улице… чёрт возьми, по улице — по метле!
И вымели бы всю улицу, что идет к трактиру, и вымели бы чисто! Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя.
Почтмейстер говорит, что давно уже практикует такое распечатывание из любопытства.
В некоторых письмах попадаются назидательные, а в других игривые места.
Явление 3 . К городничему, запыхавшись, прибегают два местных помещика – Бобчинский и Добчинский.
Перебивая друг друга, они рассказывают о подозрительном постояльце городской гостиницы. Это – молодой человек лет 23-24-х, который уже вторую неделю отказывается платить в трактире, норовит обедать без денег, в последнее время выходит в закусочный зал и заглядывает во все тарелки. Бобчинский и Добчинский предполагают, что этот странный чужак – и есть ревизор.
Явление 4 . Городничий надевает мундир и шпагу, спешно зовёт квартального и приказывает ему с десятскими немедленно вымести улицу, которая ведёт к трактиру.